В середине сентября вдова основателя Apple Лорен Пауэлл Джобс и глава Института XQ Руслин Али подвели итоги конкурса The Super Schools Project. Победители получили по 10 миллионов долларов на развитие своих проектов, каждый из которых способен привнести что-то новое в традиционную школьную систему, а то и вовсе изменить ее.
Организаторы конкурса получили свыше 700 заявок от школ со всех Соединенных Штатов и выбрали десять лучших идей. Интересно, что сначала победителями должны были стать лишь пять проектов, однако представители XQ, оценив масштабы отклика, решили поддержать больше инициатив.
В интервью The New York Times Лорен Пауэлл Джобс поделилась своими взглядами на современное среднее образование.
«Система образования, с которой мы имеем дело, была создана свыше ста лет назад. Между тем, что хотят дети, и тем, что предлагают им школы, большой разрыв» Лорен Пауэлл Джобс
«Мы верим, что каждый ребенок, в какой бы семье он ни родился, имеет право на качественное образование, способное подготовить его к будущему, которое никто из нас не может предсказать», — прокомментировала ее слова Руслин Али.
Стоит отметить, что проект Джобс — не первая масштабная просветительская инициатива в сфере IT: благотворительностью в этой области также занимаются Билл и Мелинда Гейтс. В разное время основатель компании Microsoft делал пожертвования на стипендии студентам Вашингтонского университета, улучшение методов дистанционного образования и исследования ВИЧ. Фонд, основанный Биллом и Мелиндой, также спонсирует компьютеризацию публичных библиотек в США, Мексике, Польше, Латвии и других странах. Глава Facebook Марк Цукерберг тоже неоднократно выделял внушительные средства (несколько сотен миллионов долларов) на обучение детей из бедных семей.
Furr High School: школа как вуз
Furr High School в Хьюстоне стала первой школой, получившей грант от Лорен Пауэлл Джобс. Концепция этого учебного заведения больше похожа на программу развития прогрессивного университета, а не школы. Основное внимание здесь будут уделять проектной деятельности: ученики займутся исследованиями экологических проблем родного города. Кроме того, школа станет местом встречи детей и учителей с профессорами университетов и представителями делового сообщества. Во время учебы школьники будут проходить стажировки в вузах и компаниях.
В Furr High School также решили отказаться от традиционного понятия академического года. Директор Берти Симмонс говорит, что намерен перейти на индивидуальные планы занятий. Это позволит детям проходить школьную программу в собственном темпе, и не обязательно завершать работу к концу семестра. Симмонс уже отказалась от звонков между уроками, чтобы расписание стало более гибким. Кроме того, она ввела в программу различные факультативы — от кулинарии до изучения феномена социальной несправедливости через хип-хоп-культуру.
New Harmony High School: учеба на барже
Школа с «плавучими» классными комнатами откроет свои двери в 2018 году. Заниматься дети будут в буквальном смысле на воде — кампус учебного заведения расположится на барже. Она будет курсировать по водоемам округа Плакеминз в штате Луизиана.
«На самом деле, это не так уж и необычно. Раньше на судах запросто могли располагаться жилые дома, гостиницы и больницы. Кроме того, баржа — символ непрерывного обучения. Дети будут получать знания, где бы они ни находились, и это отвечает современным реалиям», — объяснил журналистам Эллиот Вошор, один из представителей школы.
Учащиеся смогут на практике узнать о том, почему меняется береговая линия, и попытаться решить эту проблему на местном и глобальном уровнях. Помогать им в этом будут преподаватели и ученые. Предполагается, что для каждого школьника составят индивидуальный план обучения, в ходе которого он получит полезные знания и навыки, а также научится проектной работе в команде.
Grand Rapids Public Museum School: уроки в музее
Трехэтажный музей в Гранд-Рапидсе — пожалуй, самый крупный в своем городе. Его коллекция насчитывает более 250 тысяч исторических, научных и культурных экспонатов. Сейчас на базе музея уже действует школа, где занимаются ученики 7 и 8 классов. Они получают знания во время экскурсий вместо того, чтобы рассматривать картинки в учебниках. «Это огромная разница», — говорит Мэдисон Уилсон, один из учеников.
«Мы предлагаем единственный в своем роде опыт обучения в музее. Его ключевые преимущества — развивающая образовательная среда и возможность привить детям навыки проектного мышления», — комментирует заведующий сетью школ Тереза Уизералл Нил.
После получения гранта образовательное пространство собираются расширить и модернизировать. Кроме того, преподаватели школы собираются запустить масштабный проект по восстановлению реки Гранд-Ривер, в котором примут участие педагоги, известные ученые и школьники.
Rise High School: мобильные занятия
Учителя из Лос-Анджелеса Кари Крофт и Эрин Уэйлен разработали проект автобуса с Wi-Fi и партами, который позволит школьникам спокойно делать уроки, если заниматься дома по каким-то причинам нельзя. Проект также предусматривает несколько офлайн-площадок, где с детьми будут работать учителя.
Создатели проекта говорят, что он рассчитан на бездомных детей и тех, кто живет в патронатных семьях. Согласно статистике, 87% из них выбывают из публичных школ Лос-Анджелеса, потому что пропуски занятий (главным образом из-за смены места жительства) не лучшим образом сказываются на успеваемости. «Наша модель существует вне традиционных понятий о пространстве и времени, если речь идет о школе», — заявила Кари Крофт.
Powderhouse Studios: сообщество исследователей
Через год или два года в Сомервилле, штат Массачусетс, откроют школу, где не будет привычных уроков с учителями. Их заменят менеджеры проектов, разработчики учебных программ и социальные работники, которые предложат детям в командах создавать проекты и проводить исследования. Помогать школьникам будут местные ученые и художники; в распоряжении школьников будет арт-студия и другие вспомогательные ресурсы. Авторы проекта хотят создать на базе школы сообщество на стыке творчества и науки, которое позволит стимулировать интерес учащихся к познанию мира.
Design-Lab High School: лаборатория проектировочного мышления
Школа в Делавэре — одна из самых прогрессивных в США. Здесь считают, что обучить ребенка навыкам XXI века можно с помощью дизайн-мышления, или проектного мышления — метода решения задач, который ставит во главу угла интересы человека и творческий подход. В основе этой концепции лежит эмпатия: способность понять, чего хотят и о чем думают другие.
Нетрудно догадаться, что Design-Lab High School — это не школа в традиционном понимании этого слова, а лаборатория творческого мышления. Педагоги здесь предпочитают давать знания в визуальной форме — с помощью схем, диаграмм и рисунков. Центральными предметами являются естественные науки, технологии, инженерия, математика и дизайн. Особое внимание уделяется подготовке презентаций, созданию видео и посещению музеев. Директор школы Криста Альварез уверена, что она научит детей эффективно решать проблемы и отвечать на любые вопросы. Грант Джобс позволит учебному заведению увеличить количество классов.
Brooklyn Lab High School: социализация для сложных подростков
Большинство учеников Brooklyn Laboratory — бедные дети афроамериканского происхождения. Порядка 40% школьников здесь имеют особые потребности, а 20% проходят временное обучение. Среди них есть те, кто живет в приютах или находится на воспитании в патронатных семьях. Чтобы адаптация таких детей была успешной, в школе решили интегрировать в программу знакомства с местными университетами, компаниями и культурными учреждениями.
Особое внимание в школе собираются уделить работе со «сложными» детьми и подростками: тем, для кого английский язык не родной, и ребятам с ограниченными возможностями здоровья. Уже сейчас в Brooklyn Laboratory делят школьников на группы в зависимости от их потребностей и используют в работе современные технологии. Уроки здесь, как правило, ведут сразу два педагога.
Summit Elevate School: персонализированное обучение и менторство
Благодаря гранту сеть The Summit Public Schools откроет новую школу в Окленде, штат Калифорния. Ключевое внимание здесь будут уделять личностному росту и индивидуальным планам обучения, которые позволят подготовить учеников к поступлению в колледж. В школе будут работать не только учителя, но и менторы.
Такая схема обучения уже действует во всех учебных заведениях Summit. Встречи с наставниками проходят еженедельно: на них обсуждаются свежие успехи и ближайшие планы. Менторы общаются с родителями и вместе с ними строят индивидуальные образовательные траектории учеников.
В новой школе уделят большое внимание современным технологиям. С помощью специальной цифровой платформы дети смогут следить за своим прогрессом и просматривать дополнительные материалы — презентации, видео и тексты. Кроме того, в расписании предусмотрены часы для группового обсуждения результатов и планов на будущее.
Vista High School: самостоятельное цифровое обучение
На средства, полученные от Института XQ, в Vista High School планируют расширить существующую программу обучения Vista Learning Academy. В ее рамках учащиеся используют ноутбуки и планшеты, чтобы скачивать полезные материалы, а расписание организовано в онлайн-формате. Так образовательный процесс становится персонализированным, а ученики и педагоги получают возможность следить за прогрессом в режиме реального времени.
Вместо традиционных уроков и домашних заданий дети здесь выполняют индивидуальные курсовые работы: например, после изучения темы трагической любви в литературе предлагается составить музыкальный плейлист. Также можно создавать междисциплинарные проекты. По мнению преподавателей, все это позволяет эффективнее организовать работу в классе. Вместо того чтобы долго объяснять материал, учителя спрашивают учеников о том, что они изучили самостоятельно, а после отвечают на вопросы. Их, к слову, можно задавать онлайн, а у некоторых классов даже есть собственные блоги.
Washington Leadership Academy: AR- и VR-технологии
Очки дополненной реальности — это не только новое медиа, но и способ показать детям то, что они никогда бы не смогли увидеть на обычных занятиях. В Washington Leadership Academy не только внедряют онлайн- и проектное обучение, но и используют технологии AR и VR. Это позволяет, например, поставить опасный опыт в химической лаборатории и посмотреть, что происходит внутри атомов.
Грант позволит школе обучить несколько тысяч школьников. В WLA также будут обучать детей программированию и работе с технологиями дополненной реальности. Преподаватели Washington Leadership Academy уверены, что уже через пять лет очки VR будут распространены повсеместно, и навыки работы с ними станут крайне востребованными. «Мы хотим, чтобы ребята смогли не просто потреблять виртуальную реальность, но и создавать ее», — объясняет Сет Эндрю, один из основателей школы.
Обсуждение материала
Оставить комментарий