Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Безумные каникулы: школьникам разрешили отдыхать больше трех дней

В начале марта московских школьников, которые учатся по «модульной» системе, сильно напугали — департамент образования выпустил приказ, по которому в следующем году их каникулы будут длиться три дня — со среды по пятницу. После волны протестов со стороны родителей Исаак Калина издал новое распоряжение, вернув все на свои места.
Наталья Афанасьева
06 апреля 2018
2 комментария
Фото: Jonas Bengtsson / Flickr / CC BY 2.0

В начале марта 2018 года родители московских школьников, учащихся по так называемой «модульной» системе, узнали, что со следующего года их дети будут отдыхать не неделю, как это было раньше, а три учебных дня или пять календарных — то есть со среды по воскресенье. Такое распоряжение выпустил глава столичного департамента образования Исаак Калина. Для «модульных» школ было рекомендовано предусмотреть осенние каникулы с 10 по 14 октября и с 21 по 25 ноября. Школам с традиционным графиком предложили отдыхать с 27 октября (суббота) по 5 ноября (понедельник).

Таким образом департамент образования решил уравнять положение московских школьников — и в том, и в другом случае они будут отдыхать по десять дней. На 2019 учебный год рекомендации в распоряжении были такими: в «традиционных» школах дети уйдут на каникулы с 23 по 31 марта (девять календарных дней), в «модульных» — с 20 по 25 февраля и с 10 по 14 апреля. Здесь каникулы снова должны были начаться со среды. В общей сложности, во втором полугодии «модульные» дети получили бы больше свободных дней, чем «обычные», — 11. Но два лишних дня перенесли на конец учебного года.

зачем вообще нужны каникулы, которые длятся три дня?

Узнав о такой «рекомендации» (которую школы восприняли, разумеется, как прямое указание), многие, мягко говоря, удивились: зачем вообще нужны каникулы, которые длятся три дня? Как дети смогут отдохнуть за это время, куда уехать? Что делать в этой ситуации родителям — если раньше они могли спланировать отпуск на время каникул, то что это будет после таких изменений? Про учителей тоже никто не подумал — получалось, что у них в течение года не было ни одной полноценной свободной недели, чтобы отдохнуть от ежедневной работы, которая требует колоссального напряжения.

«Совершенно непонятно почему и зачем это сделано. Чтобы увеличить количество учебных дней? Чтобы как-то изменить нагрузку учителей? Зачем, для кого, кому это удобно — нет ни одного объяснения, — считает Анастасия, мама двух московских школьников, которые учатся по „модульной“ системе. — Совершенно не устраивает формат — втихую разослали распоряжение по школам, родители узнали об изменении графика из своих „чатиков“ и из петиции. Учителя на собрании, причем уже после того, как родители задали этот вопрос, говорили: „Нам самим это не нравится, но будет вот так. Смиритесь. Пишите заявление, берите два дня за свой счет, со своей стороны мы новых тем давать не будем“. И к чему тогда эта профанация?»

Понятно, что большинство детей при такой системе будут просто пропускать каждые каникулы по два учебных дня — то есть департамент образования сам подталкивает их к прогулам, предлагает «забить», не относиться уж очень серьезно к такой мелочи, как школа (о том, что у нас и без этого все достаточно невнимательно относятся к посещаемости, читайте в материале «Покой нам только снится: как устроены каникулы в разных странах»). Но есть школы, где пропускать один-два дня нельзя никак, дети стараются даже не болеть, чтобы не отстать — речь идет о специализированных школах с углубленными программами, лицеях и гимназиях. В таких учебных заведениях у школьников огромная нагрузка, и «модульные» каникулы всегда были настоящим спасением от перенапряжения.

отсутствие постоянного понятного расписания негативно влияет на успеваемость

В пресс-службе департамента пояснили газете «Известия», что новые рекомендации по срокам каникул появились не просто так — они якобы «основаны на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые определяют минимальное количество учебных часов в году. А также на школьных СанПиНах, которые ограничивают аудиторную недельную нагрузку».

То есть до этого школы, которые выбрали триместровую или «модульную» систему, отдыхали не по закону? Или он изменился? Что вообще произошло вдруг, что чиновники опомнились и заметили — действительно, количество каникулярных дней в разных системах существенно различается? Модульная (триместровая) система существует уже много лет, как получилось, что все эти годы никто ни разу не посчитал дни?

«Если нужно уравнять количество учебных — каникулярных дней с остальными системами, есть масса других вариантов. Можно, например, отменить одни каникулы, скажем, апрельские. Там все равно через две недели майские праздники. Но сейчас это выглядит издевательством. Никакой заботы о детях в этом распоряжении нет», — говорит Анастасия. Тем более, что уже в этом учебном году «модульные» каникулы изменились. Если раньше по этой системе дети отдыхали через пять недель на шестую, то в этом году график был составлен хаотично. Кроме того, каникулы перестали совпадать, собственно, с триместрами.

«Сначала оценки за первый триместр решили ставить через три месяца после его начала, а не перед каникулами — получилась разница в месяц, — рассказывает Анастасия. — Потом в феврале оценки за триместр проставили через три дня после каникул. Отсутствие понятного постоянного расписания негативно влияет на успеваемость. Когда ученик вместе с родителем, да и с учителем не может распланировать заранее, где ему поднажать, а где можно выдохнуть, желание поднажимать пропадает».

совершенно не задумываются, не понимают, что детям на самом деле нужно для эффективной учебы и отдыха

Но и те, кто отдыхает по «традиционной» системе, которая не менялась аж с советских времен, тоже жалуются на то, что по необъяснимым причинам каникулы переносятся. Например, весенние каникулы, которые всегда приходились на последнюю неделю марта, в этом году были зачем-то сдвинуты на неделю вперед. А ведь «традиционный» график и без того вызывает много вопросов — например, по каким соображениям третья четверть, которая проходит в самое сложное время: зима и начало весны, когда иммунитет ослаблен — самая длинная, а последняя, когда надо приложить максимум усилий, — самая короткая, еще и с перерывом на майские праздники? А ведь на этот раз эту огромную третью четверть взяли и продлили еще на неделю. Многие родители и дети узнали об этом лишь в конце марта.

«Складывается ощущение, что все это — просто результат какой-то опечатки или ошибки. Выглядят все эти метания так, будто бы люди, которые занимаются образованием, придумывают все эти ФГОСы и СанПиНы и издают распоряжения, совершенно не задумываясь, не понимая, что детям на самом деле нужно для эффективной учебы и отдыха. Они не знают, как устроена жизнь семьи, каким бывает график у родителей и учителей. Это очень тревожно, учитывая, что все мы зависим от их некомпетентности», — считает Наталья, мама школьника, который учится по «традиционной» системе.

В подтверждение этого мнения говорит и тот факт, что в конце марта департамент образования Москвы издал новое распоряжение — с поправками. Теперь границы каникул, в которые следует уложиться школам, раздвинулись: например, «не ранее 6 и не позднее 14 октября», то есть, по сути, мы вернулись ровно к тому, что было прежде. Вопрос: что это было?

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
Наталья Афанасьева
06 апреля 2018
2 комментария

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты