Многие олигархи жертвуют деньги на образование, однако мало кто решается на создание собственных школ и университетов. Некоторые из них вкладывают средства в проекты инновационных школ, чтобы обеспечить прогресс, другие стремятся повысить уровень жизни в неблагополучных районах, где родились сами, третьи хотят дать достойное образование своим детям, а четвертые — поделиться с подрастающим поколением знаниями и умениями, поскольку помнят, как тяжело им далась заветная строчка в рейтинге Forbes.
Школа «Летово»
Владелец агрохолдинга Вадим Мошкович задумался об «идеальной школе» еще в 2006 году, когда занимался проектом «Город-солнце». Тогда он объездил ведущие мировые школы и сделал несколько выводов о качестве образования. Позже он поделился ими с изданием Forbes: «Первое: в лучших западных школах хранителем знания, как и чему учить, является школа, а не учитель. Второе: лучшие школы имеют свою устойчивую и уникальную позицию в общегосударственной системе образования. Третье: сильнейшая сторона таких школ — этика, ценности, умение их системно транслировать. Четвертое: навыки. Детям дают не только знания, но и учат пользоваться этими знаниями. И пятое: хорошая школа — это организация, которая постоянно себя совершенствует». Все эти принципы Мошкович теперь хочет воплотить в рамках проекта школы «Летово».
Поступить в это учебное заведение можно будет только с 7 класса: для этого ребятам предложат пройти специальные тесты. Учреждение рассчитано на 1012 талантливых школьников. Обучение будет финансировать за счет эндаумент-фонда, в который Мошкович уже вложил $50 млн. Занятия будут проходить на двух языках: русском и английском. Помимо здания школы в деревне Летово сейчас также строится кампус и квартирные дома для учителей по проекту голландских архитекторов из Atelier PRO. Открытие запланировано на 2018 год.
UWC Dilijan College
После запуска школы «Сколково» руководитель компании «Тройка Диалог» занялся новым образовательным проектом, но уже не в России, а в Армении. Выбор пал на небольшой городок Дилижан, которому присвоен статус национального парка. В 2014 году в нем открылся новый колледж движения United World College. Система UWC нацелена на «обучение студентов из разных стран и их приобщение к совместной работе во имя мирного и стабильного будущего». Сейчас по всему миру работает 15 школ и колледжей, где подростки учатся в мультикультурной среде.
Кампус UWC в Дилижане построен по проекту лондонского архитектурного бюро. В колледж принимаются дети с 16 лет. Сейчас в нем учатся студенты из 64 стран, обучение проходит на английском. Утром все ходят на уроки (каждый выбирает по шесть предметов), а по вечерам работают над своими социальными проектами: это могут быть полезные для окружающей среды занятия или лекции для детей, которые живут в Дилижане, но не учатся в UWC. По словам Рубена Варданяна, «главный воспитательный момент здесь в том, что ты не только берешь то, что в тебя вкладывают, но и отдаешь, меняя окружающий мир». Новый набор учеников стартует в 2016 году, информацию о поступлении можно узнать на сайте.
Ashesi University
Патрик Авуах, заработав миллионы в компании Microsoft, решил вернуться в родную Гану и построить в ней университет. Его целью было перенести американскую образовательную модель на африканскую почву. Принципиальную разницу двух систем он сформулировал так: «В США от наc не требовали, чтобы мы заучивали какие-то сведения, а потом воспроизводили их, как это было в Гане. У нас развивали критическое мышление. Нас учили все анализировать».
Колледж Ashesi University открылся в 2002 году. Сейчас он реализует четырехлетние программы бакалавриата по направлениям «Бизнес-управление», «Информатика», «Электротехника и электроника» и др. В 2012 году университет попал в список PwC как одна из самых престижных организаций в Гане. Сейчас лишь около 20% студентов университета — иностранцы.
Школы Стива Джобса
Голландский бизнесмен и общественный деятель Морис де Хонд решил опробовать в родной стране новый формат обучения, когда дети сами находят необходимые знания. В 2013 году он открыл семь «Школ Стива Джобса» в разных городах страны. Каждому ученику выдается iPad, и это определяет всю систему обучения. Вместо классов в этих школах — группы разновозрастных детей (25 человек, максимальная разница — четыре года), вместо постоянных учителей — наставники и специалисты, а вместо уроков — собрания, задания от наставников и самостоятельная работа.
Цель подобной системы — научить детей работать как сообща, так и по отдельности, а также развить у них навыки поиска и обработки информации. В процессе занятий ребята узнают, как правильно искать, отбирать и применять найденные сведения. Некоторые критикуют эти школы из-за того, что они построены вокруг одного бренда, однако Морис де Хонд уверен, что знаменитый планшет является оптимальным инструментом обучения: «Дети выполняют много упражнений по математике и иностранному языку с помощью адаптивных программ, и им не требуется внимание педагога. Они могут учиться в собственном ритме: медленно или быстро».
Barksdale Reading Institute
Джим Барксдейл, создатель и глава Equity Investment Corporation, в конце 90-х задумался о качестве американского образования. Проведя собственное исследование, он пришел к выводу, что каждому ребенку для достижения в будущем успеха нужно усовершенствовать определенный навык — чтение. В 2000 году Барксдейл открыл Институт чтения, главная цель которого — научить детей вдумчиво читать и писать, ведь эти качества незаменимы в информационную эпоху.
Сам институт рассчитан на учителей. В нем реализуются две программы: одна помогает педагогам совершенствоваться в качестве литературных гидов, другая знакомит их с разными методиками и индивидуальнымы подходами к ученикам. Манифест учебного заведения можно найти на его сайте: «Чтобы развить у наших детей навыки чтения, которые необходимы им для успеха в учебе, карьере и в области гражданской ответственности, нам нужны сильные, грамотные лидеры в общественных школах и творческие, преданные своему делу учителя в классах».
Обсуждение материала
Оставить комментарий